Функциональная грамотность в ДОУ
Функциональная грамотность в ДОУ
«Функциональная грамотность в ДОУ»
Цель образования — функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, человек познающий, человек умеющий жить среди людей.
Функционально грамотная личность— это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течении жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек — ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Уровень функциональной грамотности родителей положительно влияет на процесс обучения и воспитания детей.
Функциональная грамотность это умение извлекать информацию из разных источников и умело использовать ее, применяя в повседневной жизни.
функционально грамотный человек – это непросто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. То есть
Функциональная грамотность связана с готовностью:
— добывать знания;
— применять знания и умения;
— оценивать знания и умения;
— осуществлять саморазвитие.
Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей.
Виды функциональной грамотности :
- Читательская грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать тексты, чтобы расширять свои представления и возможности, взаимодействовать с социальным окружением.
- Математическая грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности индивидуума формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
- Естественнонаучная грамотность для ребенка дошкольного возраста выражается в способности использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС ДО направлен на:
1. Формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста.
2. Формирование речевой активности дошкольников.
3. Формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников
4. Формирование социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.
Понятие функциональной грамотности впервые было предложено ЮНЕСКО в 1957 году. Под функциональной грамотностью подразумевалось наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих индивиду решать простейшие жизненные задачи.
В 1990 году ЮНЕСКО провела Международный год грамотности, а Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности с 2002 по 2012 годы. С этого времени функциональная грамотность начинает приобретать всё большую значимость.
Компонентами функциональной грамотности являются: знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу; решение практико-ориентированных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Универсальными составляющими функциональной грамотности выступают читательская, математическая и естественно-научная. Содержательная структура функциональной грамотности постоянно расширяется. Кроме читательской, естественно-научной и математической составляющих, добавляются новые направления: финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление. К общим компетенциям, оказывающим влияние на формирование функциональной грамотности обучающихся, относят:
- понимание текста;
- умение обобщать полученную информацию;
- умение выделять важное для решения задачи;
- умение перевести информацию в необходимый формат;
- умение осуществить синтез новой информации из имеющейся.
Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видов его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.